Самостоятельный ремонт рыболовных катушек

< >

Постоянный контакт рыболовных катушек с песком, водой и грязью часто приводит к их поломке. Ремонт рыболовных катушек своими руками возможен и эта статья тому доказательство. Например, после падения катушки в воду ее необходимо смазать, чтобы нивелировать действие абразивных веществ воды. Из статьи вы узнаете о способах разбора катушки, о типичных поломках и профилактических мерах предосторожности.
Чтобы лучше ориентироваться в ремонте катушки, читатели должны знать о типах устройств. Катушки бывают:
1. Инерционные. инерционная катушкаТо есть, механизм катушки работает от инерционного движения руки. У инерционных катушек есть один недостаток, а именно – образование так называемой бороды из лески. После броска леска запутывается в один клубок, развязать который практически невозможно.
2. Мультипликаторные катушки. Они используются в спиннинговой ловле. Мультипликаторы сконструированы таким образом, что плотно прилегают к спиннингу, за счет чего уменьшается нагрузка на ручку и леска проще наматывается.Мултипликаторная катушка
3. Безынерционные катушки – любимая модель почти всех рыбаков. Он делятся на три класса: большие, средние и маленькие. В зависимости от размеров их используют для охоты на разные типы рыб. Чем крупнее объект охоты, тем больше берется катушка.Безинерционная катушка
Причин поломок катушек может быть много. Однако самой распространенной является сам рыбак, а точнее его отношение к устройству. Молодые и неопытные рыболовы часто допускают распространенную ошибку – тянут рыбу к берегу при помощи одной катушки. Сильные перегрузки приводят к быстрому изнашиванию механизма и поломке хрупких деталей.
Вторую позицию по количеству поломок катушек занимает песок. На его долю припадает почти 24% всех поломок устройства. Мелкие камешки могут просачиваться сквозь незащищенные отверстия катушки и попадать в рабочие механизмы. Особенно опасным песок является для подшипников. Если ему удается добраться до шариков, то подшипник уже можно выбросить.
Никогда не храните катушки для удилища в холодных и сырых помещениях. Постоянное воздействие низких температур и влажности приводит к разрыву резины и электролитической коррозии металлических частей. Опытные рыболовы советуют хранить катушки в специальных чехлах в теплых помещениях (дом или гараж).
Процедура разбора катушкиразборка катушки
Если рыбак никогда не разбирал катушку самостоятельно, то первую разборку лучше делать медленно, запоминая расположение механизмов. Складывайте все детали в строгой последовательности одна за другой слева направо или наоборот. Делается это для того, чтобы облегчить процесс сбора катушки после ее ремонта.
Процесс разбора катушки начинается с подготовительного этапа. Сначала катушку необходимо очистить от грязи, пыли и песка. Не используйте чистящие вещества, для чистки катушки подойдет обычная теплая вода с мылом. От сильных загрязнений также нельзя избавлять при помощи химически средств, лучше потратьте больше времени на монотонное натирание одного места, чтобы не допустить попадания агрессивных веществ внутрь катушки.
В изгибах и труднодоступных местах грязь можно удалить при помощи пинцета или другого приспособления. Въевшиеся загрязнения рекомендуется удалять спиртом или бензином. Практика показала, что пренебрежение подготовительным этапом приводит к усложнению разбора катушки или попаданию грязи внутрь.
Последовательность разборки катушки:
1. Первым делом снимаются пластмассовые детали, затем можно приступать к откручиванию гайки фрикциона и сниманию шпуля.
2. Под пластмассой вы увидите крутящий механизм катушки, состоящий из небольших шайб и шестеренок. Аккуратно снимайте их и раскладывайте в строгой последовательности так, как они соединялись в катушке.
3. Дальше снимается ручка. Открутить ее можно двумя способами: руками или при помощи отвертки, в зависимости от типа модели.
4. Возьмите в руки плоскогубцы и при их помощи загните зажимную пружину в катушке. Держите пружину одной рукой, а другой аккуратно снимайте катушечный механизм.
5. После съема катушечного механизма снимается ротор.
6. Под ротором находится ролик накручивания лески. Просто снимите с него дужку и оставьте в таком виде.
7. Только после этого можно приступать к разбору корпуса катушки. Открутите при помощи отвертки небольшой болтик, который находится недалеко от рычага, и снимите тумблер.
8. Открутите еще одни болт и вытяните заглушку (она стоит здесь для того, чтобы вода и песок не попадали внутрь катушки).
9. Дальше снимается стенка катушки. Стоит отметить, что она держится на фиксаторах, поэтому не бойтесь и сильнее тяните ее в сторону от катушки, при необходимости можете воспользоваться отверткой или пинцетом.
10. Под стенкой катушки находится главный механизм катушки, состоящий из бегунка и двух шестеренок. Не забывайте чистить механизм катушки при каждом ее разборе даже в том случае, если он работает нормально. Для очистки механизма рекомендуется использовать палочку с ваткой для удаления старой смазки.
11. После разборки катушки внимательно осмотрите все детали и очистите каждую при необходимости.

Перечень типичных поломок и способы их устранения
Проблемы с катушкой могут возникнуть на любом этапе ее эксплуатации. Независимо от модели катушки и фирмы-производителя, большая часть проблем с устройством решается одинаково. Ремонт спиннинговых катушек своими руками возможен при:
• Потере ручки. Вообще, потеря ручки считается одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются рыбаки. Ручки отпадают при выуживании, транспортировке и перестановке с места на место. Новая ручка вставляется очень просто – накрутите ее на железный штырь и все. На будущее – старайтесь покупать модели катушек с дополнительными крепежами ручки в виде втулок или шайб.
• Ремонт лесоукладывателя. По разным причинам (неправильная техника броска, загрязненность) лесоукладователь перестает правильно укладывать леску. При неправильной работе лесоукладователя рыбаки отмечают два типа проблем: плохая точность броска и поломку удилища. Внимательно осмотрите крепежи лесоукладователя и подкрутите их при необходимости. В большинстве случаев нескольких движений отвертки бывает достаточно для ремонта устройства. Если подтягивание болтов не помогло, то причина поломки кроется глубже – в пружине. Снимите крышку с катушки и найдите пружину лесоукладывателя, аккуратно открутите ее и замените другой. Чтобы в недалеком будущем избежать повторной замены пружины, подложите под нее прокладку из резины. Это нехитрое приспособление позволит увеличить срок службы пружины в несколько раз.
• Частые обрывы лески связаны с фиксирующей гайкой. В некоторых моделях катушек производитель выпускает катушки с выступающей фиксирующей гайкой на 2 мм над шпулей. При забросе леска часто цепляется за гайку и попадет под пластиковую прокладку, где и происходит обрыв. Стоит отметить, что чаще всего обрывается только плетеная леска, у монофильной лески такой предрасположенности нет. Проблема решается просто: снимите фиксирующую гайку и подложите тонкую пластиковую прокладку вместо фетровой прокладки. Эта хитрость позволяет опустить фиксирующую шайбу на 2 миллиметра вниз.
• Подача лески спиралью. В 99% случаев эта проблема связана с забиванием грязи в ролик катушки. Устройство катушки устроено таким образом, что при попадании грязи подшипник забивается и начинает подавать леску неправильно – волнами. Если удаление грязи не помогло, то катушку необходимо разобрать до подшипников и вычистить старую смазку с них. После очистки детали необходимо смазать новым маслом.
• Неестественный шум катушки. С этой проблемой сталкивались многие рыбаки. Чтобы выяснить причины поломки, необходимо полностью разобрать катушку. От себя отметим, что необычные звуки катушки могут вызывать на попадание грязи в механизм или нарушении работы подшипников. Итак, услышав необычные потрескивания или шум из катушки, немедленно прекратите рыбалку и займитесь ее разбором устройства. Если при разборе вы увидели загрязненные участки – вычистите детали и соберите катушку назад. Если это не помогло, то катушку придется снова разобрать и внимательно осмотреть каждую деталь на целостность. При поломке деталей их необходимо заменить.
• Некачественное наматывание лески связано с расстановкой шайб на основном валу. Существует два типа плохого наматывания лески на катушку: конусом вверх или вниз. В зависимости от того, как катушка наматывает леску необходимо выполнить такие действия: при наматывании вниз убирается одна шайба, а при наматывании вверх – добавляется.
Уход за катушкой
Как бы странно не звучало, но профилактические меры начинаются с бережного отношения к катушке. Ее нельзя бросать на пол, мочить, часто переставлять с одной удочки на другую и т.д. Также катушки необходимо правильно транспортировать, их нельзя перевозить в багажнике среди инструментов. Транспортировка катушки осуществляется только в специальных противоударных чехлах. Тряска в машине часто наносит непоправимый вред катушке – у нее могут слетать подшипники, раскрутиться болты или нарушаться работа лесоукладчика. Не храните катушки на открытом солнце, ультрафиолет разрушает леску и смазку внутри устройства.
Производитель рекомендует беречь катушки от воды. Если в нее попадет жидкость, то катушке необходимо дать просохнуть в течение нескольких дней под солнцем, после чего смазать новым маслом. Всегда следите за уровнем масла на подшипниках, поскольку их замена обходится очень дорого (новый подшипник стоит около 30% стоимости катушки). Не забывайте отдавать дорогие катушки в обслуживание сервисных центров после закрытия рыболовного сезона или проводить самостоятельный ремонт недорогих моделей.
Если вы приобрели фирменную катушку, то не выбрасывайте инструкцию сборки и эксплуатации устройства. Производители часто пишут там полезные советы по уходу за данной моделью катушки. Для своевременного ремонта катушки вам понадобятся такие инструменты: отвертка, кисточки, бензин, вата и пинцет. Кроме этого, в арсенале каждого рыбака должны быть смазочные материалы – жидкое и машинное масло. Опытные рыболовы советуют смазывать катушки каждые полгода. Перед очередной смазкой рекомендуется удалять старое масло.
После закрытия сезона дорогие катушки отдаются в сервисный центр, а обычные обслуживаются самостоятельно. При самостоятельном обслуживании катушки необходимо придерживаться такой схемы работы с устройством: очистить от грязи внешний корпус катушки. Дальше можно заняться очисткой внутренних элементов от старого масла. Дело в том, что старые смазочные материалы имеют свойство коксоваться – затвердевать. Большие скопления затвердевших смазочных материалов могут создавать проблемы в работе катушки. Кроме этого, затвердевшие смазочные материалы оказывают разрушающее действие на алюминий (из этого металла состоит почти вся катушка).
Опытные рыболовы советуют применять обычное бытовое масло для смазывания внутренних механизмов. Производители же не рекомендует применять бытовое масло в качестве смазывающего элемента, поскольку оно плохо подходит для этих целей. В общем, решать вам, дорогие читатели, чем смазывать. От себя добавим, что принципиальной разницы между этими двумя смазочными материалами нет.
Для смазывания цельных конструкций рекомендуется использовать смазочные материалы на основе силикона. В отдельных случаях можно использовать спреи на основе силикона. Силиконовая смазка выполняет две функции: защищает механизмы от воды и смазывает даже самые труднодоступные участки механизма.
Практика показала, что срок службы катушки зависит от бережного отношения к ней. Запомните формулу долгого срока службы катушки: аккуратность + регулярный ремонт = долгий эксплуатационный срок. Если не предпринимать никаких действий по ремонту катушки, то в скором времени она просто сломается. Практика показала, что катушку можно вытащить из «того света» даже на грани ее полной поломки.

Друзья! Огромная просьба, оставляйте свои комментарии. Внесите свою лепту в развитие сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>